Всё о нашем развитии речи.



Думаю не стоит расписывать, что такое "речь" и как она влияет на развитие ребёнка. То что это важная составляющая понимают все. Но не все родители, которым вчера сообщили диагноз знают, что эта "важная составляющиеся" нашим детям парой даётся нелегко. Но сразу оговорюсь, если поставлен диагноз гемипарез, то это совсем не значит что 100% могут быть проблемы. Просто пока ребёнок не заговорил плавно предложениями родителям полезно знать с чем они могут столкнуться. Как я говорю, что два пишем один в уме. Т.е. мы знаем, что при гемипарезе могут возникнуть сложности в формировании речи и поэтому проводим профилактику. Нужно обязательно себя настроить на  то, что  ребёнок заговорит без сомнений, но ВОЗМОЖНО (т.е. может быть, а может и нет) для этого нужно будет приложить усилия. А вот какие именно я попытаюсь рассказать. Хотя, даже не рассказать, а дать вектор в каком направлении нужно работать. Во-первых, обязательно нужно посетить логопеда в специализированной больнице. Т.е. специалиста, который знает именно проблемы при ДЦП. Так как при гемипарезе бывает так, что щека и язык в спастике. И обычный логопед может и не понять есть спастика или нет. А профилирующий в 90% почувствует спастику в языке и щеке, или её отсутствие.  Так же логопед может увидеть на сколько есть или нет паретичные участки языка и щеки. Все эти проблемы означают качество работы мимических и артикуляционных мышц. И чем раньше диагностировать слабые места, тем больше шансов что ребёнок сможет правильно произносить все звуки. Ну и, соответственно, если нет проблем, то будет больше возможности уделить внимание другим занятиям. Но если всё же на приёме у логопеды были выявлены проблемы спастики и паретичных участков, то нужно обсудить проведения зондового массажа, артикуляционного и мимического. Артикуляционный и мимический родители могут делать сами в домашних условиях. Но специалист должен показать упражнения на примере именно вашего ребёнка. Ещё обсудите дыхательные упражнения. Так же элементом диагностики являются те факты, как ребёнок жуёт, пьёт из трубочки и задувает, к примеру, свечку. На сколько способен строить гримасы и копировать их.  Это то, что касается как бы физики. Но в развитии речи большую роль играет лирика. Т.е. специалист обязательно должен протестировать ребёнка на предмет понимания речи  и проверить фонетику. На счет понимания речи, к сожалению, встречается такой диагноз как аллалия. И лучше об этом диагнозе узнать в 1.5 г бегло как справочный материал. Чем в 4 года услышать от специалиста, что у ребёнка аллалия и немало времени потерянно. Думаю не стоит говорить о том, что степень понимания речи стоит держать на пульсе. К сожалению, аллалия это не единственный диагноз характеризующий проблемы в развитии речи.  Есть такие диагнозы как ЗПРР, ЗРР, ЗПМР. Ещё есть такой диагноз как ОНР (это вроде как ребёнок говорит, но качество речи желает быть лучше).  Ребёнок может называть предметы и действия по отдельности, но связывать в предложения ему трудно, и каждый новый этап развития речи может идти с большим трудом. И тут тоже всё нужно обсуждать со специалистом.  Пожалуй это всё о чем бы я хотела сказать родителям, которые вчера узнали о диагнозе гемипарез. Весь блог я виду с мыслями о том, чего бы я хотела сама прочитать года три назад, дабы сэкономить время в поисках полезной информации и в тоже время не упустить важные моменты. Так вот, то что я написала выше об этом всём стоит знать, но ни в коем случае не зацикливаться. В большинстве случаев к школе детки по речи не отличаются от сверстников.

А теперь на счет векторов.

1) Ищите логопедов которые работают с любым возрастом. Когда мы пришли в 1.5 года к логопеду и спросили "не рано ли мы пришли? ". Нам сказали что мы припозднились. Так как с нашими детьми работают с 3 недель от рождения. Грубо говоря с новорожденными. Так что если вам сказали что приходите после того как ребёнку исполнится 3 года, то продолжайте искать, а не ждать 3 лет.

2) что могут предложить на начальном этапе. 

а) по необходимости различные массажи.

б) игры на развитие словарного запаса, изучение окружающего мира и работа со словарным запасом. 
Кстати имейте в виду до 1.5 лет общаться с ребёнком у которого гемипарез стоит по особому. Во первых общаться простыми предложениями состоящие из знакомых слов для ребёнка, объяснять каждое новое слово, относительно дикции проговаривать каждое слово, говорить не быстро. Ещё логопеды советуют мамам красить губы красной помадой что бы ребёнок видел артикуляцию.
Знакомство с окружающим миром можно посмотреть тут

в) развивать память и мышление.
В зависимости от возраста и возможностей ребёнка логопеды предлагают различного типа дидактические материалы. Самые ранние это различные сортиры и вкладыши. Сортиры ориентируют на изучение фигур , а вкладыши есть те которые учат воспринимать больше и меньше.  
Дидактический материал можно посмотреть тут
Изучение цветов можно посмотреть тут 
Изучение фигур можно посмотреть тут

 г) развитие мелкой моторики. Это как бы развивать связь рук и головы. Застёгивания, растягивания, соединять, перебирать рисовать клеть и ещё многое другое можно отнести к развитию мелкой моторики. 

Например рисование пальчиками и ладошками. Мы первый раз опробовали это вид деятельности когда Давиду было 10 месяцев. Клеить начали в 1.7г.
Рисуем пальчиками и ладошками можно посмотреть тут
Создание аппликаций можно посмотреть тут

  

Что можно почитать родителям для информации.
1) Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП  


Книга есть в Read


Всё о нашем развитии речи. 



  Развитие речи шло у нас не легко. Давалось всё с трудом. Давид первые месяцы только хрипел и стонал. В роддоме были очень большие проблемы с сосательным рефлексом. Ребёнок не мог понять как нужно сосать грудь. Это при том что молоко текло ручьём. Давид просто касался губками соска и ВСЁ. Не какого сосательное рефлекса не было. До года говорил мама и всё,  остальное мычал, и ко всем словам придумывал своё обозначение жестами. Т.е очень хорошо получалось объяснять жестами, но слова так и не прорывались. В 6 месяцев было заметно что с произношением звуков какая то беда. Ребёнок не лепетал не агуках, а только хрипел. И что больше всего удивляло это то что Давид стараясь высунуть язык высовывал не как обычный ребёнок а получалось так как будто он поднимает левую сторону языка, а правая остаётся не подвижной. Как бы ставя на ребро язык. Зрелище было ещё то. Я как взрослый человек не могла такое повторить. 
На рис 1 это так как высовывает язык обычный человек, а на рис 2 это то как получалось у Давида. Как буд то к правой стороне привязывали гирю и он им не мог шевелить вообще. 




Не помню уже до какого возраста но у Давида долго не получалось складывать губы в трубочку и дуть. Очень хорошо помню наши игры для тренировки этого упражнения. Давиду было 1,3 и он мог просто приоткрыть рот, нижняя губа отвисала и он не дул а как бы выдыхал воздух через нижнюю губу. 
У нас поражение всей правой стороны языка. По словам логопедов язык поражён ровно по центральной линии и он как бы провисает из паретичности. Щёчка долго была в спастики. До 1.7 с правой стороны у нас даже зубы не росли. С левой стороны вылезли все, а с правой стороны была тишина. И только после 1,7 стали проклёвываются с правой стороны.
Когда Давиду был год я мало тогда ещё знала какие могут быть проблемы с речью и как с этим работать, но я знала что маленький ребёнок познаёт мир в том числе  и через осязание. Так вот я позволяла Давиду всё (в пределах разумного) тянуть в рот. Когда я видела что Давид что то тянет в рот я ему говорила «Подожди я сейчас помою и тогда можно…» И это тоже оказалось не маловажным. Ниже скину статью на эту тему. Необходимо было раздражать мышцы языка и щечки. Точно знала что деткам полезно как можно больше кривляться, и мы это делали. Сейчас то уже знаю и понимаю для чего это всё было нужно. Для того что бы малыш понял что у него есть язык. Мы придумывали разные игры где нужно высовывать язычок, дуть строить гримасы и т.д. хорошо помню как мы играли в игру "помоги мухи улететь на улицу". Если во окно залетала муха то мы с Давидом дули в её сторону. Мы могли сидеть в 2 метрах от неё но сам процесс сыну нравился. А самое главное была от этого польза. Так как на тот момент мы не дуть не пить из трубочки не строить губки бантиком мы не не могли. Выдувать у Давида получалось следующим образом. Он приоткрывал рот. Нижняя губа как бы отвисала и он за счет выдоха именно "выдыхал " воздух. (ему было 1,5года) Но не как не дул. Во время этих игр нужно было своими руками делать губки бантиком ребёнку. 
Ещё очень полезное упражнение это делать из бинтиков валики и закладывать за щечку ребёнка. Смысл в том что бы ребёнок пытался вытолкнуть валик язычком. Давид на это всё реагировал отрицательно. Но у нас была альтернатива валику. Я взяла разрезала не нужный круг для плавания. Там в вутри круга вот такие маленькие шарик диаметром в 1 см. К ним можно привязать веревку. И вуаля. Вот такое не хитрое приспособление Давид с большим удовольствием перегонял с одной щёчки на другую.  








Когда Давиду было 2 года мы прошли первый наш зондовый массаж. На курсе логопед нам посоветовал делать дома упражнения со звуками такие как
 учить ребёнка говорить
1)  "ддддддддд"
2) "пааааапааааапаааапааааа" Язык высовывается чуть чуть между губами, как бы прижимается в верхней губе и как бы пошлёпывая проговариваем папапапапа с слегка высунутым языком
3) растягиваем своими пальцами мышцы под нижней губой как бы вдоль губы и проговариваем длинный звук иииииииии
Как я уже писала выше что для наших деток очень важен этап "пасивной речи". Первое это необходима накопить словарный запас. Вот представьте вы приехали (жить) в незнакомую страну где вокруг все разговаривают на непонятном вам языке. Первое что вы будите делать так это учить простые слова. Так и особенным деткам поначалу необходимо накопить словарный запас. С рождения мы много разговаривали с Давидом. И первое что мы начали......это показывали на предметы и проговаривали их названия. Если мы при общении с сыном использовали новое слово, то старались сразу объяснить ,что оно значит. Моя мама меня называла занудой. Уж слишком заумно это всё выглядело со стороны, когда я 6 месячному Давиду  разжёвывала  каждую мелочь. Но как оказалось потом, я это делала не зря. И так по тихонечку, Давид пришёл к пассивной речи.
Вот что мы могли произносит в 1,5 года -   мама, пап, баб, дядя, ням, ня- на, ававав собака, бруа-гулять. кх- трактор, аа- какать, слова пить и пись говорил но очень тяжело, получалось что то вроде ар- ворона. абв- автобус, ниня- ненадо, бадям- пойдём пойдём. Не лепетал как обычные дети вообще. Только то что выше перечислила. Своего тарабарского не было. В основном это были сплошные жесты.  Например зонтик показывал так " клал ладошку на макушку",  ягодку показывал - прикладывает пальчик укозательный к щёчки (перенял из песни калинка малинка) вот решил что ягодку можно так показывать. И так были жеста ко всем словам. А ещё для нас самые простые звуки были это ма и ба. Все слова какие начинались на ба и ма мы так их звали. Баранка - ба, ботинки -ба и т.д.
После двух лет у нас пошли слова. Что именно повлияло не могу сказать. Но такое впечатление что ребёнка прям прорвало в речи. Мы тогда как раз прошли очередной курс реабилитации. И в этот курс входил курс зондового массажа и соответственно занятия с логопедом. Еще тогда же у нас был сеанс остеопата. Как не странно она тагда и сказала что у нас сейчас пойдёт очень активно речь. Я не фанат остеопатов но факт есть факт. Действительно после всего этого у нас пошла речь. До того момента Давид мог максимум повторит слов 10, а вот после не осталось не одного слова которое бы Давид не захотел повторять. Мы специально подыскивали длинные сложные слова и просили сына повторить, и он с жуткой дизартрией НО повторял все слова. Но на этом наши сложности не закончились. Следующий этап с препятствиями у нас был это связать в словосочетания слова. Давиду было куда проще сказать одно существительное или один глагол чем связать их вместе.
Когда научились связывать слова в словосочетание, у нас проявилась новая проблема в развитии речи. У Давида как будто не формировались предложения в голове. И именно словесные. Он он мог мимикой и руками рассказать чуть ли не рассказ, а выразить это словами у него не получалось. А если получалось то это так странно выглядело. Со стороны казалось что говорит робот. Давид пытался говорить очень медленно как буд то в голове подбирал каждый правильный звук.  
Скидываю заключение логопеда психолога во время реабилитации когда Давиду было 3,4г. 


Как и многие детки с диагнозом ОНР- 2 уровня и дизартрией мы естественно посещаем логопеда и дефиктолога. О наших занятиях с дефектологом можно прочитать более подробно тут  

 
 Наши занятия по развитию речи не ограничиваются посещением только специалиста. Дома приходится заниматься каждый день. А для этого нужно не мало пособий по развитию речь. Тут можно посмотреть и бесплатно скачать пособия которыми мы пользуемся.
 


   В мае 2015 г мы проходили комиссию. Давиду было 3,3 года. Это было своего рода тестирование знаний Давида. Более подробно о заданиях которые были предложены Давиду на комиссии можно посмотреть тут 


Небольшие видео как Давид разговаривает 

Давиду 2,6г






Видео снято 4 ноября. 
Стихотворение первое про сову. Иначе не понять про что Давид рассказывает. 

Соблюдается Совой 
Распорядок Часовой: 

Ночью, в ЧАС — по распорядку 
Совы делают зарядку. 
Циферблат покажет ДВА — 
В магазин спешит Сова. 
В ТРИ — готовит суп. 
В ЧЕТЫРЕ — 
Вытирает пыль в квартире. 
В ПЯТЬ — Сова идёт читать. 

Давиду 2.7 



Давиду 3 года





Давиду 3.10





На видео Давиду 5 лет. Рассказ по картинкам "весна это" 
























Давиду 2 года 







Веселье за столом. Игры для развития орально-моторной мускулатуры

Веселье за столом. Игры для развития орально-моторной мускулатуры

Оригинал: http://autismawarenesscentre.com/articles/oral-motor-fun-tips-from-make-a-take-workshops/

Переводчик: Анастасия Козорез

Редактор: Елена Корзникова, Марина Лелюхина

Каждого родителя может раздражать что-то в ребенке, и родители особых детей не исключение. Когда каждая попытка усадить ребенка за стол и накормить превращается в катастрофу, это раздражает особенно сильно. Я работаю эрготерапевтом с детьми вот уже 25 лет, и сама воспитала троих, так что на собственном опыте прошла этот путь, и знаю, насколько повышается качество жизни ребенка, если он обучен самостоятельно принимать пищу и вести себя за столом социально приемлемым образом. В этой статье я расскажу о четырех своих находках, которые помогут сформировать интерес к процессу поглощения пищи.

В своей работе я использую многие подходы, прежде всего теорию сенсорной интеграции, Floortime/RDI, поведенческий подход, неврологический подход (NDT) и программы доречевого развития.

1. Первым делом – веселье. 

Если ваш ребенок не умеет кривляться, он не получает необходимой стимуляции щек, рта, губ и зубов. Предложите ему поиграть в blowing raspberries  (игра, когда надувают щёки, слегка высовывают язык, зажимают несильно губами, и выдувают воздух — при этом получается смешной звук — прим. переводчика), научите  его показывать язык, строить рожи перед зеркалом  и петь. Я сочинила для этой игры специальную песню «Смешные лица». Когда вы придете на следующий семинар, мы обязательно споем. Подобные игры развивают подвижность губ, щек и языка, а также помогают корректировать основные проблемы, возникающие при расстройствах аутистического спектра, такие как умение удерживать внимание, глазной контакт, имитация, социальное взаимодействие.

 2. Учитывайте сенсорные и моторные проблемы вашего ребенка. 

Если вы не уверены в ответных реакциях ребенка, обратитесь за помощью к эрготерапевту, или специалисту по патологиям речи. Информация о гипер — или гипочувствительности вашего ребенка поможет спланировать ваши занятия соответствующим образом.

Есть у ребёнка низкий мышечный тонус, требуется раздражающая стимуляция извне. Попробуйте предложить ему продукты с ярко выраженным вкусом, холодные, хрустящие, вязкие и т.д., которые помогут «разбудить» ротовую полость. В качестве продуктов с сильным вкусом подойдет что-то кислое (конфеты, фруктовое мороженое, лимонад),  а лучше всего, продукты с пряным, горьким вкусом – соус для тако (острая мексиканская закуска – прим. переводчика), корица. Также в качестве раздражителя можно использовать замороженные продукты (замороженный виноград, кусочки льда, фруктовое мороженое).

 С другой стороны, если ваш ребенок очень чувствителен, то он может отреагировать даже на достаточно слабую вкусовую, температурную или текстурную стимуляцию. Этот процесс требует осторожности. Для начала научите его брать в рот разные игрушки, и лишь затем переходите к еде.

 3. Игрушки, которые можно «попробовать», есть везде. 

Маленький ребенок в первые годы жизни познает мир при помощи рта и языка. Все, что его заинтересует, он немедленно тянет в рот, чтобы ощупать, почувствовать, ощутить вкус. Доктор Джин Айрис, эрготерапевт и основатель теории сенсорной интеграции, подчеркивала потребность ребенка на определенном этапе засовывать в рот все интересующие его объекты. Если ребенок тянет в рот игрушки или пальцы, приходится признать, что ему это необходимо. Предоставляя ему возможность получить разнообразный сенсорный опыт, через возможность «попробовать» различные игрушки для полости рта, вы развиваете все те функции, которые необходимы для процессов еды, питья, а затем и для развития речи. Безусловно, безопасность для ребенка – главный критерий, по которому вы должны отбирать игрушки. Если ребенок будет засовывать игрушку в рот, чтобы исследовать поверхность языком и губами, лучше, если она будет не слишком маленькой.  Если вы работаете над развитием жевательных навыков, умением ощущать текстуру, используйте игрушки с пупырышками и другими выдающимися деталями. Для старших детей, подбирайте  игрушки на их любимую «тему», например в изображением любимых героев. Я больше всего люблю кривляться перед зеркалом, дуть через соломинку (обычную, закрученную, со свистулькой), выдувать пузыри (в магазинах можно найти массу приспособлений, из которых можно выдувать пузыри любого размера и формы), различные гудки и дудочки, специальные фломастеры, из которых можно выдувать краску, заводные игрушки, пальчиковые краски и грим, а также кукольный театр.

4. «Съедобное – несъедобное»

Я всегда предлагаю на своих занятиях поиграть с едой, но совершенно не обязательно мы будем что-то есть. Для начала ребенку осторожно предлагается понюхать, рассмотреть и потрогать  пищу, пробовать ее не обязательно. Во время семинара «Сделай и попробуй» мы часто играем в игру, где нужно угадать блюдо по запаху. Подойдите к вопросу творчески, попробуйте порисовать при помощи горчицы, кетчупа, кусочков замороженного сока. Выберите рецепт съедобной массы для лепки  в книге «Наводя мосты…», и приготовьте вместе с ребенком. На семинаре я продемонстрировала вам несколько подходящих заданий на развитие мелкой моторики с использованием пищевых материалов. Их можно предложить детям, которые находятся в так называемой оральной стадии, т.е. все тащат в рот. Эта привычка, когда она наблюдается у детей старшего возраста, как правило, особенно расстраивает педагогов и родителей. 

Итак, четыре главных совета, которые помогут вам и вашему ребенку, в освоении окружающего мира: 

1.    Прежде всего – веселье.

2.    Знайте сенсорные потребности вашего ребенка.

3.    Обеспечьте достаточное количество игрушек, которые можно взять в рот, и возможностей для сенсорного опыта.

4.    Еда – это не только то, что можно съесть, она может быть замечательной игрушкой.

 

 Рекомендуемые источники:

 Об авторе статьи:

Ширли Саттон – детский эрготерапевт, и уже больше 25 лет работает с клиентами с особыми потребностями, от младенцев до подростков. Она проводит учебные семинары по всей Канаде для AACI и других организаций, пишет статьи, а ещё – она соавтор книгиBuilding Bridges through Sensory Integration- Occupational Therapy for Children with Autism and other Pervasive Disorders. Ширли работает в Коллингвуде, Онтарио (705-445-8069).



Посоветовали отличную книгу лого массаж  
 









 



  







Комментариев нет:

Отправить комментарий